интервью

Из Metallist №5

 Dave Mustaine 

 

«О Мастейне говорят много плохого, но он помог FLOTSAM AND JETSAM больше чем кто-либо, кого я знаю. Настоящий музыкант, он пишет и исполняет свою музыку с поразительной точностью и мощью. Во время тура с ним я обнаружил, что в действительности он отличный человек, который говорит то что думает и никогда не испытывает колебаний по этому поводу. Я уважаю Дейва Мастейна и его группу».
Jason Ward (FLOTSAM AND JETSAM)

 

Недавно увидел свет новый релиз MEGADETH, команды, музыкальное новаторство которой, выходя далеко за рамки металической стилистики, стало значительной вехой в истории музыки XX века. Более 20 лет MEGADETH означает имя, упомянув которое в разговоре с меломаном любого возраста вы не услышите неуважительной реакции. Так же, как и в разговоре о DEEP PURPLE, BLACK SABBATH. Доказательство этой загадочной теоремы не сложное: MEGADETH=Дейв Мастейн. Музыкант и Личность. 

«Дейв Мастейн – диктатор». Этот штамп о лидере MEGADETH и лидерах других команд мы слышали не раз, формируя на их основе мнение о музыкантах, чья жизнь проходит в географическом, социальном и культурном измерении, отстоящем от нас на миллионы световых миль. Как же формируется штамп о «культе личности»? И является ли разумная диктатура обязательным залогом творческой реализации таланта музыканта? Попробуем сделать выводы на основе прямой речи музыкантов.

 Kerry King 

Керри Кинг: «Когда мы увидели игру Дейва в METALLICA, мне и Джеффу Ханнеману сорвало крышу, и поэтому предложение присоединиться к такой группе, как MEGADETH, было для меня честью. Я отыграл в составе пять шоу, но не думаю, что остался бы в группе более года, потому что Дейв – диктатор и у него были более попсовые идеи, чем у меня».
А что сказала бы сладкая парочка Ханнеманн/Кинг (коллективный аналог Мастейна в MEGADETH), если бы рекрутированный ими Пол Бостафф предложил SLAYER исполнять, например, грайнд-кор?
Керри Кинг: «Да, я прослушал весь новый альбом MEGADETH, и это настоящая дрянь. Я считаю Мастейна одним из худших певцов в роке, и я говорю так вовсе не потому, что у меня есть зуб на него».
Но как мы помним стремление аккомпанировать этому “худшему певцу” было прямо скажем немалым. Дадим еще раз слово Керри.
Керри Кинг: «Просто он болван, понимаешь? И любой скажет тебе тоже самое. Негодяй, неприятный тип, идиот, и странный чувак».
Объективно «странным чуваком» выглядит человек, обривший на пятом десятке лет голову и нарисовавший на ней полоски. Но посмотрим, в каком тоне отвечает «неуживчивый диктатор» Дейв: «Если ты хочешь разобраться, ты знаешь, где я живу! Ты и так крут, так зачем тебе вести себя подобным образом? Если тебе очень хочется уколоть меня, тогда будь мужчиной, не говори всё это в прессе, потому что таким образом ты выставляешь дураком самого себя. Мне нравятся SLAYER, я искренне не понимаю, в чём проблема».
Да и мы не понимаем. Логика подсказывает: что-то в общепринятом шаблоне «античеловека Мастейна» явно не так, а в Керри говорит музыкант, понимающий, что в группе, в которой хотел бы быть, он вряд ли удержался бы.
Дейв Мастейн: «Керри – замечательный гитарист, но я не думаю, что в конечном итоге у нас что-то получилось бы. Несмотря на то что я иногда пишу достаточно мрачную музыку и тексты, быть сатанистом явно не моя стезя».
В 1984-м господину Кингу захотелось «менее попсовых идей». В 1997-м того же захотелось и символу золотого состава Марти Фридману. Вот только в его понимании это должен был быть...nu-metal.

 Marty Friedman            

Марти Фридман: «Когда я покинул MEGADETH, мне хотелось контраста, хотелось играть материал или полностью попсовый, или, наоборот, полностью тяжёлый. На тот момент мы исполняли среднетемповый олдскульный метал, а вокруг было столько крутых nu-metal команд, что мне захотелось чего-то более современного и агрессивного».
Как видим, MEGADETH должен был бы превратиться в некое подобие KORN и исполнять nu-metal, который, по мнению Марти, и несёт настоящую металическую агрессию. Вы были бы рады? А что же Macтейн?
Марти Фридман: «Группа (читай Мастейн) была не особо в курсе происходящего на современной рок-сцене и не разделяла мои вкусы».

 

Chris Poland

lПредставьте, что руководитель постоянно застаёт вас на работе в состоянии наркотического удара и затем увольняет за кражу пары десятков компьютеров. Это поступок диктатора? 
Ещё один экс-гитарист, Крис Поланд, предельно честен: «Я был уволен из MEGADETH за сильное пристрастие к наркотикам. Дейв контролировал всё. И однажды я просто не получил зарплату. Я сказал: “Ну так уволь меня!” Через два дня я получил письмо от юриста группы, где сообщалось, что в моих услугах больше не нуждаются. То же самое случилось и с Гаром Самуэльсоном». 
Дейв Мастейн: «Крис украл всё моё оборудование. У меня был коллекционный Echoplex, множество гитар – и всё это было им украдено и продано, чтобы купить героин».
Следующий экс-участник золотого состава, записавшего «Rust In Peace», – Ник Менза, к сожалению не выпустивший за 10 лет ничего, кроме сольника под символическим названием «Life After Deth».

 Nick Menza

Ник Менза: «Мы подошли к моменту, когда MEGADETH группа не только Дейва, но и моя тоже». 
Многие считают, что именно это неожиданное и абсурдное заявление явилось подлинной причиной увольнения барабанщика, а проблемы со здоровьем – только повод.
Дейв Мастейн: «Ник сказал, что у него на ноге возникло новообразование, и возможно –злокачественное. Мы все были очень напуганы, так как любили его, но позже обнаружилось, что он лгал. Было много и других вещей, о которых мне не хотелось бы говорить в прессе». 
Что это за вещи, судить мы не можем, но не поступило ни одного комментария от Ника о том, что сказанное Мастейном – не правда. А это говорит уже о многом. Несмотря ни на что, осенью 2004-го незлопамятный Дейв сообщает: «Во время репетиций перед туром в поддержку “The System Has Failed” я позвал Ника назад в группу, но он оказался не готов к работе, и ничего не получилось. Мы провозились в течение двух недель».

А что же происходит в мире, за пределами студии? Там Дейв остаётся всё таким же «неприятным и странным». Являясь верующим человеком, он не скрывает своей позиции в отношении команд с сатанинской идеологией, отказавшись пару лет назад играть в одном концерте с.блэк-металистами. И что же? Несчастные радетели за «свободную личность» и борьбу против «рабских религий» путём глумления над ценностями других впали в растерянность и вдруг возопили к… толерантности. C этих пор в кругах не особо задумывающихся потребителей тяжмета несчастный Мастейн получает ещё одно клеймо – «средневекового мракобеса». 
Цель этой статьи не в попытке представить Дейва ангелом во плоти. Характер у него непростой, но и талант немалый – позволяющий реализовывать себя в тех музыкальных формах, которые считает нужными. Без оглядки на обезумевший SLAYER или модный nu-metal. Благодаря чему MEGADETH остаётся собой и в третьем тысячелетии. Делайте свои собственные выводы, друзья! Не забывайте и о том, что СМИ удобно мыслить стереотипами. В том числе, и вброшенными теми, кто из группы был уволен. «Террариум единомышленников» в творческой среде – террариум вдвойне.